• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование и развитие человека в меняющемся мире

Образование и развитие человека в меняющемся мире


Научный руководитель
Карной Мартин

PhD, научный руководитель Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании НИУ ВШЭ, профессор Стэнфордского университета
H-index: 12

руководитель
Фрумин Исак Давидович

Д.п.н.,профессор, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ
H-index: 1

Структура и система управления САЕ

САЕ «Образование и развитие человека в меняющемся мире» относится ко второму типу САЕ НИУ ВШЭ.

 

Мартин Карной

научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ, профессор Стэнфордского университета

Фрумин Исак Давидович

научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ

Куракин Дмитрий Юрьевич

директор Центра культурсоциологии и антропологии образования, НИУ ВШЭ

Чириков Игорь Сергеевич

научный руководитель Центра внутреннего мониторинга, НИУ ВШЭ

Карданова Елена Юрьевна

директор Центра мониторинга качества образования, НИУ ВШЭ

Поливанова Катерина Николаевна

директор Центра исследований современного детства, НИУ ВШЭ

Сидоркин Александр Михайлович

директор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ

Болотов Виктор Александрович

научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ

Юдкевич Мария Марковна

проректор НИУ ВШЭ, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ

Александров Даниил Александрович

декан Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук

Гимпельсон Владимир Ефимович

директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ

Состав Международного консультативного комитета САЕ:

Цель

Создание на базе НИУ ВШЭ первого в России научно-образовательного центра превосходства по глобальной проблематике в области образования и развития человека на основе полидисциплинарных исследований и разработок.

Основные задачи:

  • Реализация полидисциплинарной программы исследований и разработок, направленной на решение ключевых глобальных и национальных задач в области образования и развития человека внутри социальных институтов и за их пределами, включающей в себя сопоставительные международные проекты совместно с университетами и научными центрами США, стран Европы и БРИК;
  • Участие в качестве экспертно-аналитического центра в проектировании и анализе государственной политики и реформ в сфере образования;
  • Создание одной из ведущих в Европе «Graduate School of Education» за счет развития англоязычных глобально-ориентированных постбакалаврских образовательных программ, интегрированных с научно-исследовательской деятельностью САЕ, реализации модульных программ магистратуры, повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Основные ожидаемые результаты:

  • САЕ является лидером пула международных сетевых и сопоставительных исследований, а также «точкой входа» России в глобальную исследовательскую повестку в области трансформации систем и институтов образования, лонгитюдных исследований образовательных и трудовых траекторий, факторов, оказывающих влияние на образовательные достижения и развитие человека внутри и вне институциональных границ;
  • САЕ обеспечивает ресурсную устойчивость НИУ ВШЭ, а также получение эмпирических данных за счет экспертно-аналитических и консалтинговых услуг и разработок в интересах международных и национальных организаций и сетей, создания сети зеркальных лабораторий в школах и вузах;
  • САЕ обеспечивает набор лучших российских и иностранных студентов на постбакалавриские образовательные программы Comparative Education, Education and Human Development, Evidence-based Education Policy, Measurement in Psychology, Higher Education Management.
  • Подтверждение международной академической репутации ВШЭ за счет вхождения в Топ-100 отраслевого рейтинга QS «Social Sciences & Management», в Топ-100 предметных рейтингов QS «Development Studies», «Education» и «Sociology».

Ключевые подразделения в составе САЕ:

Ключевые подразделения-партнеры САЕ внутри НИУ ВШЭ

САЕ выступает драйвером развития научно-исследовательской и образовательной деятельности НИУ ВШЭ в области Education. В НИУ ВШЭ сформирована группа партнерских подразделений САЕ, реализующих совместно с САЕ научно-исследовательские и образовательные проекты:

Дорожная карта

 Концепция САЕ (PDF, 825 Кб)

 Дорожная карта САЕ (DOCX, 83 Кб)

Ключевые образовательные программы и их развитие

САЕ реализует 7 магистерских программ (522 студента), а также аспирантуру по направлению 44.06.01 «Образование и педагогические науки» (25 аспирантов).

В отношении образовательных программ, стратегия САЕ преследует две цели:

1. Обеспечить центральное место существующих образовательных программ в решении задач САЕ:

  • Две очные образовательные программы («Доказательная образовательная политика» и «Измерения в психологии и образовании») готовят студентов к аспирантуре и аналитической работе. Обе программы были разработаны с участием стратегических партнеров НИУ ВШЭ: Всемирного банка, Минобрнауки, Стэндфордского университета, Бостонского колледжа. Эти программы являются подготовительными для аспирантуры НИУ ВШЭ и готовят кадры аналитиков в области образования для государственных органов. Будет обеспечена еще более глубокая интеграция образования и исследований в этих программах через организацию проектно-ориентированного обучения. Каждому студенту и аспиранту предлагается оплачиваемая работа в одном из исследовательских центров. В 2017 году будут созданы журналы открытого доступа для студенческих публикаций, в 2018 году – бизнес-инкубатор для поддержки студенческих проектов по инновациям в области образования;
  • Две очно-заочные программы готовят лидеров для систем общего и высшего образования. Обе программы востребованы среди профессионалов в области управления образованием. На 2017-2018 годы ставится задача превратить достаточно широкую сеть выпускников этих программ в проводников российской образовательной реформы, исследований и консалтинговых услуг САЕ. ;
  • Еще три очно-заочные программы ориентированы на преподавателей истории, общественных наук и литературы. С 2017 года они будут реализовываться в тесном партнерстве с создаваемым в НИУ ВШЭ Научным центром образования и обучения по социальным и общественным наукам. Новые программы для преподавателей математики будут открыты в 2018 году. Выпускники этих программ будут участвовать в разработке учебных программ и учебников при участии одного из ведущих издательств учебной литературы. По окончании программы они станут учителями-методистами. Еще одна программа для первоначальной подготовки учителей на уровне магистратуры откроется в 2018. Она станет образцом для нового типа программ, ведущих к учительской профессии./li>

2. Расширить набор образовательных программ для привлечения значительного числа иностранных студентов:

  • С 2017 года очные программы будут осуществлять набор групп на английском языке каждые два года;;
  • К 2018 году будет разработана новая англоязычная программа в области сравнительного образования в партнерстве с Пекинским университетом, Университетом Висконсина, Институтом образования Университетского колледжа Лондона, Национальным университетом планирования и администрирования образования (Индия) и Университетом Сан-Пауло. Доля иностранных студентов на данной программе составит 75%;
  • С 2019 года программа аспирантуры будет реализовываться на английском языке, доля обучающихся на ней иностранных студентов составит одну треть.

Ключевые исследовательские проекты и их развитие

Созданные менее пяти лет назад Институт образования и Международная лаборатория анализа образовательной политики НИУ ВШЭ, на базе которых формируется САЕ, разработали новые инструменты анализа связи образовательных достижений и культурных и социальных факторов. В ходе реализации крупных международных сопоставительных исследований установлены основные тенденции развития систем образования и институциональной динамики образовательных организаций (прежде всего для стран постсоциалистического транзита). Впервые были изучены связи образования и социального неравенства в России. С опорой на эмпирические данные установлены закономерности региональной дифференциации в образовании в России.

Основные идеи и вопросы научной программы САЕ состоят в следующем:

  • природа образовательных систем и их связи с внешним контекстом проявляются в динамике общественных переходов: от развивающихся к развитым экономикам, от автократичных к демократичным обществам, от индустриальной к постиндустриальной эпохе, от элитарного к массовому образованию. Россия и страны СНГ, а также страны БРИК являются «естественными лабораториями» таких изменений;
  • образование и развитие человека происходит не только внутри образовательных институтов, но и в других сферах, а также вне институциональных рамок. Полидисциплинарный подход и современные информационные технологии позволяют изучать процессы образования и развития человека в сложных экосистемах. Концентрация в НИУ ВШЭ специалистов в смежных областях дает возможность обеспечить такую полидисциплинарность;
  • система образования выходит за национальные границы, возрастает актуальность ее исследования как совокупности глобальных подсистем, оказывающих влияние на развитие человека и его траектории, на развитие обществ. Специалисты САЕ, являясь в течение ряда лет ведущими авторами исследований, вписывающих Россию в международный образовательный контекст, имеют уникальные связи с ведущими центрами изучения образования как глобального феномена, что позволяет САЕ занять особое место в международных сравнительных исследованиях.

Указанные вопросы являются фундаментальными, но их практическое значение также чрезвычайно высоко, поэтому каждый проект, представленный ниже, включает в себя элементы фундаментального исследования, практические разработки и экспертно-аналитическую поддержку разработки государственной политики.

В связи с этим САЕ реализует и целенаправленно развивает следующие типы проектов:

Крупные международные сопоставительные исследования:

1. Сравнительный анализ качества высшего образования в глобальной экономике знаний (страны БРИК)

Проект реализуется в партнерстве с ведущими зарубежными организациями, среди которых Институт образования Стэнфордского университета; Китайский институт исследований финансирования образования Пекинского университета (CIEFR), Национальный университет планирования и администрирования образования (Индия), Институт трудовых и социальных исследований (Бразилия). Руководство проектом осуществляют Исак Давидович Фрумин (научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ) и Мартин Карной (научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ, профессор Стэнфордского университета).

В рамках первого этапа проекта проведено первое межстрановое сравнительное исследование высшего образования в странах БРИК на основании эмпирических данных, полученных в России, Индии и Китае. Книга с описанием результатов проекта опубликована в США (Stanford University Press), России, Бразилии, готовится к публикации в Китае.

Продолжением проекта станет содержательное углубление анализа характеристик систем образования, связанных с последствиями массовизации высшего образования и распространения внеинституциональных способов получения высшего образования, а также проблема роста образовательного неравенства в странах БРИК.

2. Международное исследование студенческого опыта в исследовательских университетах

Проект реализуется с 2014 года в партнерстве с Калифорнийским университетом в Беркли, Университетом Миннесоты, Международной организацией «i-graduate». Руководство проектом осуществляют Игорь Чириков, ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, исполнительный директор международного консорциума «Студенческий опыт в исследовательском университете» и Джон Обри Дуглас, старший научный сотрудник Центра изучения высшего образования Калифорнийского университета в Беркли

Это единственный в мире проект, где образовательная среда исследовательских университетов анализируется с привлечением масштабных сопоставительных данных об опыте студентов (более 500.000 собранных анкет студентов с 2011 года в ведущих исследовательских университетах США, Китая, Бразилии, Японии, ЮАР и Европы). На этапе проекта в 2016-2018 годах планируется сконцентрироваться на вопросах вовлеченности студентов в исследования, изучить их образовательные траектории. Предполагается расширить число участников проекта на десятки университетов Китая, США и России. Проект использует интернет-технологии для удешевления опроса, что позволяет создать уникальную по масштабу базу данных.

3. Трансформация образования на постсоветском пространстве

Проект реализуется с 2013 года при поддержке Всемирного Банка в партнерстве c ведущими зарубежными университетами, в числе которых Генстский университет, Университетский колледж Лондона и другие. Руководство проектом осуществляют Йерун Хьюсман, профессор Гентского университета; Анна Смоленцева, заместитель председателя Совета по международному высшему образованию (CIHE) Ассоциации исследователей высшего образования (ASHE), 1973 г.р., Исак Фрумин, научный руководитель Института образования.

Цель проекта – определить закономерности развития образования в постсоветских странах за 25 лет. Опыт длительной трансформации 15 исходно одинаковых систем позволяет фактически реализовать квазикэспериментальный дизайн, который позволит определить связи между образованием и социально-экономическими изменениями. На первом этапе проект был сфокусирован на высшем образовании, прежде всего в аспекте институционального многообразия. Было создано 15 национальных исследовательских групп. Сейчас готовится итоговая монография в издательстве Palgrave.

На втором этапе (с 2016 г.) будут исследоваться закономерности содержательного развития высшего образования и его социальная функция. Кроме того, предметом изучения станет школьное образование, для этого уже сейчас формируются еще 15 исследовательских команд во всех странах бывшего СССР.

На третьем этапе (с 2018 года) в проект будут вовлечены команды из не менее чем 25 стран Центральной и Восточной Европы, бывшего СССР, Юго-Восточной Азии.

4. Сравнительное исследование академической профессии

Проект реализуется в партнерстве с Бостонским колледжем. Руководство проектом осуществляют Мария Юдкевич, Директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ и Филипп Дж. Альтбах, Основатель центра международного высшего образования Бостонского колледжа

Проект посвящен изучению академической профессии в разных странах мира. На первом и втором этапах проекта с 2012 года изучены общие вопросы развития академической профессии в сравнительной перспективе, а также феномен инбридинга. По итогам проекта издано несколько книг в ведущих мировых издательствах, сформирована сеть исследователей академической профессии из 20 стран с центром в Москве. На третьем этапе будут изучены траектории молодых ученых и преподавателей. В перспективе в рамках проекта будет осуществляться международный сравнительный анализ по отдельным категориям в академической профессии.

5. Международные сравнительные исследования


САЕ является российским оператором крупнейших международных сравнительных исследований, проводимых ОЭСР: TALIS (международное исследование учительской профессии), PIAAC (международное исследование компетенций взрослых), ESP (образовательный и социальный прогресс), а также партнером Центра оценки качества образования Российской академии образования в проведении исследования PISA и TIMSS. Участие специалистов САЕ в международных сетях по реализации этих проектов позволяет выходить на совместный углубленный анализ их результатов, который в настоящее время ведется в партнерстве с учеными США, Бразилии, Финляндии. Проведение следующих раундов TALIS, PIAAC и ESP в 2017, 2018 и 2019 гг. соответственно позволит усилить международные позиции САЕ.

Лонгитюдные исследования, основанные на больших массивах данных:

1. Лонгитюдное исследований траекторий в образовании и профессии

Проект реализуется в партнерстве с Йельским университетом (США), Лейбницким институтом образовательных траекторий (Германия), Европейским университетским институтом (Италия), Университетом Линнеус (Швеция), Департаментом социальных наук Масарикова университета (Чехия); Колледжем Маунт-Холиок (США). Руководство проектом осуществляют Дмитрий Куракин, директор Центра культурсоциологии и антропологии образования НИУ ВШЭ и Ханс-Петер Блоссфельд, Профессор социологии Европейского университетского института

Проект объединяет несколько когортных панелей, в сумме включающих около 25 тысяч респондентов, сформированных на базе международных исследований TIMSS и PISA, что определяет его уникальность. Инструментарий и база данных лонгитюда спроектированы с ориентиром на широкий круг исследовательских вопросов, включая выявление механизмов и моделей образовательного и профессионального выбора; анализ типичных образовательно-профессиональных траекторий, факторов и культурных структур, определяющих их формирование; исследование состояния и динамики неравенства в образовании.

В перспективе планируется проведение панельных исследований раз в два года, выведение проекта в плоскость более широких исследовательских вопросов, связанных с выявлением и анализом экономических, социальных, культурных и других факторов, оказывающих влияние на образовательные траектории учащихся на разных уровнях образования, определяющих степень вовлеченности обучающихся в образовательный процесс, результаты обучения, а также их дальнейшие жизненные и трудовые траектории.

2. Оценка качества инженерного образования в странах БРИК

Проект реализуется в партнерстве со Стэнфордским университетом, Службой тестирования в образовании (США), Университетом Цинхуа (Китай). Руководство проектом осуществляют Карданова Елена Юрьевна, директор Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ и Лоялка Прашант, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ, профессор школы образования Стэнфордского университета

Целью проекта является проведение международного сравнительного лонгитюдного исследования образовательных достижений студентов инженерных направлений подготовки в странах БРИК и США, а также изучение индивидуальных и институциональных факторов, которые влияют на качество подготовки инженеров в этих странах. Проект стартовал в 2014 году с разработки уникальных международных инструментов и их апробации на десятках вузов в трех странах. Впервые в мировой практике будет проведен анализ образовательных достижений студентов инженерных специальностей вузов стран-участниц по базовым дисциплинам подготовки (математика, физика, информатика), а также по критическому мышлению и математической грамотности, и проведен анализ факторов (институциональных характеристик вузов, социально-экономических характеристик студентов, характеристик преподавателя), оказывающих влияние на образовательные достижения студентов инженерных специальностей в разных странах.

Исследовательские проекты по глобально значимой образовательной проблематике, реализуемые на базе российского кейса и данных:

1. Генезис и тенденции неравенства в общем образовании в странах с переходной экономикой

Проект реализуется в партнерстве с Университетом Малайя. Руководство проектом осуществляют Сергей Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, 1975 г.р., Виктор Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, Мартин Карной, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ, профессор Стэнфордского университета и Андрей Захаров, заместитель заведующего Международной лабораторией анализа образовательной политики НИУ ВШЭ.

Впервые в мире была поставлена цель выявления закономерностей в генезисе и воспроизводстве неравенства в общем образовании в различных географических, демографических и социокультурных ситуациях в странах с переходной экономикой, в которых произошел отказ от социалистических инструментов преодоления неравенства. На первом этапе проекта были впервые получены фактические данные о масштабах и качестве образовательного неравенства в России.

В перспективе в 2016-2019 гг. будут изучены закономерности, которым подчиняется движение отдельных учащихся внутри образовательной системы в зависимости от индивидуальных обстоятельств, системные механизмы воспроизводства и углубления неравенства в образовании, а также механизмы, позволяющие школе способствовать уменьшению социального неравенства, компенсируя низкий культурный капитал семьи и увеличивая шансы детей на восходящую мобильность. По масштабу эмпирической базы и широте вопросов проект уникален.

2. Современное детство, среды образования и развития

<Проект стартует в 2016 году в партнерстве с Университетом Тампере при поддержке Правительства г. Москвы. Руководство проектом осуществляют Екатерина Поливанова, заместитель директора Центра развития лидерства в образовании, НИУ ВШЭ и Яркко Хаутамяки, ординарный профессор Хельсинского университета.

Проект представляет собой исследование того, как происходит обучение человека и развитие человека в целом в современных условиях, а также какое место в этом развитии занимают различные формальные и неформальные образовательные системы. Впервые в России будут задействованы данные о неформальном образовании.

В перспективе проект позволить изучить и описать реалии и механизмы взросления в современных условиях, выявить связи обучения и развития и вклада семьи и среды в успешность образовательных и профессиональных траекторий. С 2017 года планируется выйти на международный сравнительный анализ развития ребенка в экосистеме образования.

3. Формирование и оценка навыков XXI века

Проект стартует в 2016 году в партнерстве со Всемирным Банком и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Руководство проектом осуществляют Патрик Гриффин, Директор по оценке качества образования Мельбурнского университета, Елена Карданова, директор Центра мониторинга качества образования, НИУ ВШЭ и Екатерина Орел, научный сотрудник Центра мониторинга качества образования, НИУ ВШЭ.

Формирование «Навыков XXI века» – лидерства, кооперации и командной работы, самоорганизации и распределения задач – является приоритетной задачей системы образования. Работодатели называют эти навыки приоритетными для современного работника и ценят их гораздо выше конкретных предметных знаний и навыков. Однако на рынке, фактически, отсутствуют унифицированные инструменты оценки этих компетенций, спрос на которые чрезвычайно высок.

В перспективе проект позволит разработать и предложить вузам и работодателям инструменты оценки навыков XXI века, предназначенные для индивидуальной диагностики студентов и выпускников вузов, а также для оценки качества образования.

4. Использование анализа социальных сетей и «learning analytics» в разработке образовательных технологий нового поколения

Проект планируется реализовать в партнерстве с Колумбийским университетом. Руководство проектом осуществляют Александр Сидоркин, директор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ и Райан Бэйкер, профессор педагогического колледжа Колумбийского университета.

Проект направлен на формирование технологий анализа социальных сетей, что в будущем позволит революционизировать полевые исследования в образовании за счет радикального удешевления и использования огромных массивов данных. Это позволит создавать предсказательные модели по рискованным точкам траекторий ребенка и давать рекомендации педагогам в режиме реального времени. Аналогично использование образовательной аналитики («learning analytics») позволит определять гибкие траектории учебного процесса в реальном времени.

Связь научных исследований с образовательными программами

Все образовательные программы САЕ тесно интегрированы с научной деятельностью за счет участия всех преподавателей в исследовательских проектах САЕ, вовлечения научных работников в преподавательскую деятельность, а студентов – в процесс сбора, анализа и интерпретации реальных эмпирических данных. Не менее 50% студентов участвует в реализации проектов САЕ.

Система продвижения научных результатов в практику и глобальное научное сообщество

Важным направлением деятельности САЕ является продвижение реформ и новых идей в сфере образования. К настоящему времени на базе САЕ действует система семинаров и вебинаров, в которых принимают участие около 20 тысяч человек в год. САЕ выпускает журнал «Вопросы образования/ Educational Studies Moscow», который за 5 лет стал вторым журналом в России в области образования по импакт-фактору, в конце 2016 года включен в базу данных Scopus. САЕ является головной организацией, выпускающей журнал Russian Education and Society, индексируемый базой Scopus. Совместно с рядом ведущих университетов планируется создание журнала Education in Transforming Society.

САЕ является организатором известной международной конференции, посвященной исследованиям высшего образования, которая ежегодно собирает ведущих зарубежных и российских экспертов. Кроме того, САЕ при поддержке Агентства стратегических инициатив является организатором Конкурса инноваций в образовании («КИВО»), в котором в 2015 году приняли участие представители 16 стран.

Благодаря деятельности САЕ и ее партнерских подразделений, НИУ ВШЭ стал единственным научным центром России, вошедшим в Global Inventory of Higher Education Research Centers (в 2015 г.).

Презентация CAE

 САЕ Образование (PPTX, 223 Кб)


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.