• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Урбанистика и транспортная политика: трансформация городов от индустриальной к цифровой эпохе

Урбанистика и транспортная политика: трансформация городов от индустриальной к цифровой эпохе


Научный руководитель
Висенте Гуаярт

руководитель Международной лаборатории экспериментального проектирования городов будущего НИУ ВШЭ, профессор Института современной архитектуры Каталонии

Руководитель
Новиков Алексей Викторович

профессор НИУ ВШЭ, декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ

Структура и система управления САЕ

САЕ «Урбанистика и транспортная политика: трансформация городов от индустриальной к цифровой эпохе» относится ко второму типу САЕ НИУ ВШЭ.

Состав Управляющего комитета САЕ (руководители ключевых подразделений, входящих в состав САЕ):

 

Блинкин Михаил Яковлевич

директор Института экономики транспорта и транспортной политики

Новиков Алексей Викторович

декан Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского

Городничев Антон Валерьевич

Эксперт Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского

Леонова Вера Александровна

заместитель декана Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского

Трофименко Константин Юрьевич

директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики

Воробьев Антон Николаевич

Научный сотрудник Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики

 

 


Состав Международного экспертного совета САЕ:

Цель

Создание международного исследовательского и образовательного центра по развитию городов, ориентированного на мировой рынок, в том числе на Россию и страны СНГ. САЕ должна превратиться в один из глобальных центров экспериментальных исследовательских практик в сфере урбанистики и транспортного планирования, который позволит адаптировать городское планирование и управление к реалиям цифровой эпохи и поможет субъектам власти на территории России и других стран обеспечить плавную трансформацию институтов планирования и управления городами.

Основные задачи:

  • Создание уникального исследовательского и образовательного Центра экспериментальной урбанистики с международной репутацией, на базе которого формулируются новые профессиональные стандарты городского планирования и разрабатывается единый профессиональный язык для экономистов, архитекторов, девелоперов и планировщиков;
  • Создание международного центра адвокативного планирования, который будет способствовать появлению институтов по разрешению конфликтов, вызванных различными планировочными инициативами, транспортными или девелоперскими проектами. Продвижение концепции адаптивного города путем разработки и внедрения передовых практик гибкого управления и сопровождающего планирования с целью нахождения наиболее правильного баланса и устойчивых связей между городским «хардом» (физической инфраструктурой) и «софтом» (жизнью городского сообщества) в условиях динамичного ландшафта современного города;
  • Вхождение в международную сеть центров экспериментального урбанизма с помощью международных магистерских программ «Город и технологии» и «Транспорное планирование», Международной лаборатории экспериментального проектирования городов будущего и профессионального журнала «Городские исследования и практики»;
  • Открытие международных магистерских программ «Город и технологии» и «Передовые практики городского проектирования» для продвижения нового исследовательского подхода к городскому и транспортному планированию, проектированию и управлению. Программы также будут способствовать развитию сопровождающего планирования, адаптивного города и построенной на современных технологиях городской среды;
  • Создание международной магистратуры в области городских исследований, городского и транспортного планирования совместно с Московским архитектурным институтом, Московской архитектурной школой и другими профильными международными вузами проведение модернизации профессиональных стандартов магистерского образования в области городских исследований и городского планирования;
  • Создание международной лаборатории сравнительного анализа развития городских транспортных систем, которая будет заниматься нахождением и описанием закономерностей в процессах развития транспортных систем городов различных социально-экономических формаций, составлением реалистичных прогнозов их развития и эффективной адаптацией лучших практик.

Основные ожидаемые результаты:

  • САЕ становится международно признанным центром городских исследований, образования и экспериментального проектирования. Опыт России и северной части Евразии в области развития, планирования и трансформации городов, благодаря исследовательской и профессиональной деятельности, становится всемирно признанным и служит стандартом для развивающихся и новых экономик;
  • Международный журнал «Городские исследования и практики», запущенный САЕ, становится универсальной коммуникационной площадкой для экспериментального урбанизма по всему миру;
  • Будет открыта магистерская программа «Город и технологии» (доля иностранных студентов 60%), которая призвана стать ведущей образовательной программой в области трансформации городов в цифровую эпоху. Диплом международного образца будет выдаваться совместно с Институтом современной архитектуры Каталонии и в перспективе с другими европейскими университетами;
  • САЕ станет важным объектом в международной сети экспериментального урбанизма, наряду с такими организациями, как MIT Media Lab (Кэмбридж, США), ETH (Цюрих, Швейцария), IaaC (Барселона, Испания), City Catapult (Лондон, Великобритания), Institute for Urban Design (Шеньчжень, Китай), CUSP (Нью-Йорк, США) и другие;
  • Лаборатория адвокативного планирования позволит САЕ стать экспертным центром в области адвокативного и сопровождающего планирования и кузницей кадров новой формации городских планировщиков – городских управленцев (до 100 человек ежегодно), работающих на российском и международном рынках;
  • САЕ будет выполнять функцию консультативного центра по вопросам управления развитием городов и транспортной политики для органов федеральной, региональной и муниципальной власти в России;
  • Будет подтверждена международная академическая репутация ВШЭ за счет вхождения в Топ-100 отраслевого рейтинга QS «Social Sciences & Management» и в Топ-100 предметного рейтинга QS «Development Studies».

Ключевые подразделения и подразделения-партнеры в составе САЕ


Высшая школа урбанистики


Институт экономики транспорта и транспортной политики

  • Центр экономики транспорта
  • Центр исследований транспортных проблем мегаполисов
  • Центр инфраструктурных проектов
  • Центр транспортного моделирования

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ существует менее 5 лет, но уже продемонстрировала ряд достижений:

  • дважды была выбрана программной дирекцией Московского урбанистического форума (2015 год, 2016 год);
  • провела Международную летнюю школу «Адаптивный город» (2015);
  • организовала серию еженедельных мастер-классов на тему работы с городскими данными;
  • открыла Международную лабораторию экспериментального проектирования городов будущего под руководством всемирно известного архитектора Висенте Гуаярта;
  • разработала две магистерские программы на английском языке, которые открываются в 2016 и 2017 годах.


Институт экономики транспорта и транспортной политики (ИЭТиТП) участвовал в реализации следующих крупных проектов по проблематике городского развития:

  • «Стратегия 2020»: создание плана развития национальной транспортной системы;
  • «Стратегия социально-экономического развития Москвы до 2025 года»: разработка концепции развития транспортной системы;
  • Консалтинг и девелопмент: аудит государственно-частного партнёрства и разработка стратегии развития для компании «Автодор»;
  • Консалтинг: аналитическое сопровождение транспортной политики и работы Департамента транспорта города Москвы;
  • «Исследование российских перевозок»: совместный проект Института экономики транспорта и транспортной политики с Институтом социологии РАН. Также ИЭТиТП является членом Градостроительного совета Фонда «Сколково».

Дорожная карта

 Концепция САЕ (PDF, 771 Кб)

 Дорожная карта (DOCX, 79 Кб)

 Презентация (PPTX, 273 Кб)

Ключевые образовательные программы и их развитие

Магистерская программа «Управление пространственным развитием городов» (реализуется на русском языке)

Магистерская программа «Управление пространственным развитием городов» предназначена для городских планировщиков и исследователей, чья деятельность тесно переплетается с повесткой современного города, безотносительно места их трудоустройства (структуры власти, девелоперский бизнес, академические институции). На программе обучаются 94 студентов, из них – 5 иностранных. Академическое руководство программой осуществляет Стадников Виталий Эдуардович, кандидат архитектуры.

Программа реализуется в партнерстве с Московским архитектурным институтом, Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», Московской архитектурной школой, Научно-исследовательским и проектным институтом Генплана Москвы: осуществляются академические обмены студентами и преподавателями. Ключевые зарубежные партнеры программы – Институт современной архитектуры Каталонии и Университет Майами (сеть FabLab’ов), а также Парижская школа урбанистики, с которой осуществляются академические обмены студентами и преподавателями. Цель данной программы – обеспечить фундаментальную подготовку профессионалов в сфере городского планирования, городского управления и городских исследований.

Магистерская программа «Передовые практики городского проектирования» (реализуется на английском языке)

В 2016 году состоялся первый набор на новую магистерскую программу «Передовые практики городского проектирования». На программе обучаются 12 студентов, из них – 6 иностранных. Академический руководитель – Новиков Алексей Викторович, кандидат географических наук.

Программа предназначена для специалистов по городскому планированию и проектированию, а также для исследователей, готовых к практикам проектирования, построенным на научных изысканиях. Программа реализуется совместно с Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». К преподаванию отдельных учебных курсов будут привлечены преподаватели из европейских и американских университетов.

Это экспериментальная программа для профессионалов в области городского планирования и проектирования, ее ключевая задача – познакомить городских планировщиков с методом проектирования, построенном на научных изысканиях. Также программа вводит в образование городских планировщиков новый формат воркшопа и представляет из себя серию воркшопов, которые проводят международные эксперты в сфере городского проектирования.

Программа будет оказывать поддержку проектам САЕ в сфере экспериментальной урбанистики, включая постгородские исследования, разработку инструментов и развитие институтов сопровождающего планирования. Часть программы сфокусирована на критическом планировании, которое является одним из неотъемлемых элементов адвокативного планирования – одного из исследовательских проектов в рамках САЕ.

Новая магистерская программа «Город и технологии»

В 2017 году планируется к открытию магистерская программа «Город и технологии» под руководством Висенте Гуаярта, профессора Института современной архитектуры Каталонии и руководителя Международной лаборатории экспериментального проектирования городов НИУ ВШЭ. Программа предназначена для городских планировщиков и городских исследователей. Она будет реализовываться совместно с Институтом современной архитектуры Каталонии и предусматривать выдачу диплома международного образца. Другими ключевыми партнерами этой программы станут Московский архитектурный институт, Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», Московская архитектурная школа, Научно-исследовательский и проектный институт Генплана Москвы, а также Университет Майями.

Это фундаментальная программа, которая предоставляет профессионалам в городском планировании, городских исследованиях и управлении городами как новые планировочные инструменты, так и новую исследовательскую идеологию, которые сформированы под влиянием современных подходов к городской среде и городскому сообществу. Программа будет оказывать поддержку Международной лаборатории экспериментального проектирования городов будущего и будет использовать ее, в свою очередь, как тестовый полигон для идей и прототипов.

Новая магистерская программа «Транспортное планирование»

Является первой в России программой, полностью соответствующей современным мировым представлениям и практикам в данной предметной области. Основной целевой аудиторией программы являются государственные и муниципальные служащие федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, ответственных за развитие территориальных и городских транспортных систем, сотрудники профильных научно-исследовательских и проектных институтов, корпораций-застройщиков, консалтинговых компаний, общественных организаций.

Программа включает в себя дайджесты ряда традиционных курсов, обновленные с учетом новейших мировых практик (экономика транспорта, проектирование дорог и искусственных сооружений, проектирование систем городского электрического транспорта, эксплуатация автомобильного и городского пассажирского транспорта, организация дорожного движения и т.д.). При этом предполагается системная увязка указанных элементов с акцентом на такие позиции, как анализ транспортного поведения, применение инструментария транспортного моделирования, demand management (управление спросом), road pricing (назначение и администрирование платежей и сборов за пользование улично-дорожной сетью), sustainable mobility (мобильность горожан, совместимая с сохранением культурно-исторической и природной среды) и т.п.

Ключевые исследовательские проекты и их развитие

За счет своей проектной деятельности САЕ нацелена стать международным исследовательским центром по изучению городов, экспериментальному урбанизму, адвокативному планированию и адаптивному городскому управлению, институциональной экономике, управлению транспортом и трафиком, вопросам дорожного ценообразования, математическому моделированию транспортных потоков и перемещений в городе, анализу больших данных для создания таких систем городского и транспортного планирования, в основе которых лежит идеология «Урбанистика и транспорт цифровой эпохи» или «Мобильность 4.0».

Ключевые исследовательские проекты:

Экспериментальное городское проектирование

Реализация проекта будет осуществляться на базе Международной лаборатории экспериментального проектирования городов под руководством Висенте Гуаярта.

Проект ориентирован на создание стратегических планов для городов и территорий в рамках концепции самодостаточных городов, экологического урбанизма, мобильности и общей трансформации городов. Все исследования имеют долгосрочный, стратегический план, но структурированы таким образом, чтобы стимулировать краткосрочные небольшие проекты и конкретные трансформации в городе. В этом случае САЕ может оказывать поддержку городским властям в организации конкурсов и других процессах вовлечения различных субъектов в процесс развития города.

Другой фронт работ – планы по развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в городах, включая генеральные планы для городов и регионов в сотрудничестве с местными и международными организациями. Исследования нацелены на описание стратегического видения по внедрению ИКТ в разных областях трансформации городов и их влияние на окружающий регион, что особенно актуально на обширных территориях России и других развивающихся рынках.

Также будут реализовываться проекты по прототипированию, которые находятся на стыке исследований и практик по изменению городов: прототипы будут апробироваться на тестовой площадке перед более широкой реализацией подобных проектов по всему миру. Прототипы могут быть плодами совместной работы студентов и исследователей, с этой точки зрения возможность генерировать реальные продукты в короткий срок для Москвы и других городов мира – явное конкурентное преимущество САЕ.

Адвокативное планирование

Проект разработан Лабораторией адвокативного планирования и будет продолжен совместно с Центром адаптивного городского управления. Руководитель проекта – Акимов Павел Иванович.

Цель проекта – создать публичную практику адвокативного планирования, которая сможет институционализировать процесс разрешения городских конфликтов и обеспечить различным группам стейкхолдеров профессиональное представительство в процессе городского планирования.

На сегодняшний день адвокативное планирование в мире представлено достаточно фрагментарно – определенные его элементы, как, например, оценка городских проектов на предмет справедливости по отношению к различным группам горожан, существуют в ряде стран. В целом же адвокативному планированию недостает профессиональной практики, признаваемой как традиционная адвокатская практика.

В рамках САЕ разрабатывается общая концептуальная база адвокативного планирования, которая зиждется на идее создания открытой конкурентной среды в сфере экспертизы и принятия решений по вопросам городского планирования.

Наряду с идеологией адвокативного планирования, САЕ также создает систему практик адаптивного городского управления, которые основаны на межмуниципальной кооперации между теми юрисдикциями, которые решают общие проблемы (планирование, сбор и переработка мусора, установка тарифов, социальная защита населения и т.д.).

Моделирование транспортных потоков

Проект реализуется под руководством Козлова Павла Валентиновича, главного эксперта Центра транспортного моделирования.

Тематика проекта: реализация программы исследовательской деятельности «Создание нового поколения транспортных моделей, способных работать с новыми форматами данных»

Описание: Регистрация одного программного продукта – комплекса компьютерного транспортного моделирования, способного работать с новыми форматами данных – таких как данные сотовых операторов, данные от датчиков «Умного города» и т.п.

САЕ – один из мировых лидеров в моделировании транспортных потоков. На базе стандартного программного комплекса AIMSUN создан уникальный набор инструментов для моделирования, позволяющий справляться с мультимодальными и другими нетривиальными косвенными эффектами роста городов, а также методика рассеивания заторов в узловых точках улично-дорожной сети. Инструментарий был апробирован в ряде крупномасштабных проектов, включая транспортный план Чемпионата Мира по футболу в 2018 году.

Помощь в реализации проекта оказывают также специалисты в области прикладной математики и компьютерных наук, участвовавшие в разработке новой концепции для «больших» транспортных моделей в мегагородах.

Идеология программного обеспечения для моделирования вроде CUBE, EMME/3, PTV VISSUM, AIMSUN, TRANSCAD, TRANSNET устаревает в условиях существующей городской среды, наполненной ценными высокоточными данными, доступными в режиме реального времени. Поэтому цель проекта – создать новое поколение транспортных моделей, способных работать с новыми форматами данных. Такие модели позволят свести влияние упрощенных предположений к минимуму и существенно увеличат точность результатов моделирования.

Сравнительный анализ развития городских транспортных систем

Руководитель проекта – Трофименко Константин Юрьевич, директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов.

Тематика проекта:закономерности развития транспортных систем городов в увязке с изменениями социально-экономических параметров.

Описание: Проект базируется на гипотезе о том, что существуют объективные законы развития транспортных систем городов, и что они напрямую зависят от социально-экономических условий, в которых живут жители этих городов. Если эти закономерности будут изучены в достаточной степени, то можно будет прогнозировать развитие транспортных систем городов, исходя из социально-экономических прогнозов. Проект состоит из нескольких направлений работ (подпрограмм).

Программа нацелена на реализацию комплексного исследования функционирования различных аспектов городских транспортных систем как части не только технической, но и социально-экономической системы города.

Цель проекта – создать предпосылки для открытия закономерностей развития транспортных систем городов и дальнейшего использования данных закономерностей в планировочной и прогнозной деятельности. Первым проектом в данной серии планируется комплексное исследование развития транспортных систем в посткоммунистических городах на базе сравнения городов бывшей ГДР, бывшей ЧССР и бывшего СССР в 1990-2020 гг. Проект включает сбор и реконструкцию транспортной статистики, её сравнение с изменявшимися одновременно социально-экономическими процессами (и их характеристиками), политическими и институциональными процессами, эволюцией поведения горожан, практиками транспортного и градостроительного планирования, новыми технологиями, в том числе информационными, методами сбора данных.

В дальнейшем предполагается расширить рамки исследования на города, развивающиеся в иных социально-экономических условиях для получения более полных данных о закономерностях развития городских транспортных систем, с целью повышения эффективности их проектирования.

САЕ также разрабатывает новую систему ценообразования на дорогах, известную как «Pay-as-You-Go Tax». Ожидается, что подобная система будет внедряться во многих странах мира, так как она позволяет вводить покилометровую оплату вне зависимости от того, куда едут автомобили. Такая мера позволяет кастомизировать тарифы для разных категорий автомобилей, дорог, пользователей таким образом сделать всю систему гораздо более гибкой и адаптивной.Главная задача проекта – поиск сбалансированной тарифной сетки, приведенной в соответствие с так называемым Вторым принципом Уордропа, описывающим (социальный) оптимум системы, а также адаптация законодательной базы.

В рамках данного направления функционируют следующие подпрограммы:
1. Подпрограмма  «Исследование устойчивости транспортных систем городов к экстремальным нагрузкам посредством стресс-тестов, индуцированных проведением “mega sporting events”»

Описание: создание прогноза (плана управления перевозками) и проведение апостериорного анализа исполнения прогноза, включая результаты трансформации городской среды и транспортных систем городов, на примере мероприятий чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в гг. Волгограде и Калининграде. 

В рамках выполнения действующих договоров на выполнение работ по разработке операционного транспортного мастер-плана обеспечения мероприятий чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и плана управления перевозками в г. Калининграде с учетом формирования экологического наследия и Плана управления перевозками на период подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в городском округе город-герой Волгоград, в 2016 году выполнены актуализации Планов в данных городах


2. Подпрограмма «Моделирование транспортного поведения населения»

Описание: выявление закономерностей транспортного поведения, детерминированных социально-экономическими и планировочными факторами; изучение отклика транспортного поведения на конкретные меры транспортной политики и мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры.

В 2016 году научным сотрудником Центра инфраструктурных проектов Мулеевым Е.Ю. был выполнен индивидуальный исследовательский проект «Организация работы общественного транспорта в городах России: социологический аспект проблематики» (номер проекта 116-02-0004)

В 2016 году коллективом Института экономики транспорта и транспортной политики была выпущена монография в издательстве Springer "Transport Systems of Russian Cities. Ongoing Transformations"

В 2017 году начала работу Научно-учебная группа "Изучение транспортных и градостроительных последствий от МЦК", работающая над проектом "Московское центральное кольцо: оценка транспортных и градостроительных последствий" под руководством Блинкина М.Я.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.