• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вызовы социального развития

Вызовы социального развития


научный руководитель
Тимоти Фрай

PhD, ведущий сотрудник Международного центра изучения институтов и развития НИУ ВШЭ

руководитель
Андрей Мельвиль

д.ф.н, профессор, декан факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Структура и система управления САЕ

САЕ «Вызовы социального развития» относится к первому типу САЕ НИУ ВШЭ.

Состав Управляющего совета САЕ (руководители ключевых подразделений, входящих в САЕ):

 

Михаил Денисенко

заместитель директора Института демографии, заведующий кафедрой демографии

Андрей Клименко

руководитель департамента государственного и муниципального управления факультета социальных наук, директор Института государственного и муниципального управления, заведующий кафедрой теории и практики государственного управления

Дмитрий Леонтьев

заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации

Андрей Мельвиль

декан факультета социальных наук, руководитель департамента политической науки

Ирина Мерсиянова

директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, заведующая научно-учебной лабораторией междисциплинарных исследований некоммерческого сектора

Лилия Овчарова

директор Института социальной политики

Эдуард Понарин

заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований

Вадим Радаев

первый проректор, заведующий кафедрой экономической социологии, заведующий лабораторией экономико-социологических исследований

Александр Чепуренко

руководитель департамента социологии факультета социальных наук

Андрей Яковлев

директор института анализа предприятий и рынка, директор международного центра изучения институтов и развития

Состав Международного экспертного совета САЕ:

 

Цель

Формирование и продвижение кластеров передовых междисциплинарных исследований, образовательных программ и прикладных разработок, отвечающих на глобальные и национальные вызовы современного социального развития.

Основные задачи

  • Реализация программы исследований по глобальной проблематике с учетом национальных приоритетов России в областях социальной политики, демографической и миграционной политики, сравнительного анализа переходных обществ, социальной психологии, экономической социологии, глобальных и национальных рисков социально-политической дестабилизации и др.;
  • Участие в международных сравнительных исследованиях по глобальным вопросам социального развития и социальной политики;
  • Внедрение эффективной системы сетевого взаимодействия и управления междисциплинарными исследовательскими и образовательными проектами по проблематике современного социального развития в целях повышения качества исследований и образовательных программ;
  • Обеспечение трансфера результатов передовых исследований по проблематике современного социального развития в образовательный процесс и в экспертное сопровождение модернизации программ экономической и социальной политики и государственного управления РФ;
  • Повышение научной продуктивности междисциплинарных кластеров по проблематике САЕ, выражающееся в увеличении числа научных публикаций в ведущих реферируемых журналах, индексируемых в базах Web of Science и Scopus, и улучшении позиций НИУ ВШЭ в предметных рейтингах QS;
  • Развитие междисциплинарных образовательных программ, в том числе англоязычных магистерских программ, по направлениям САЕ для повышения их конкурентоспособности на российском и глобальном образовательных рынках, а также для обеспечения финансовой устойчивости университета и улучшения качества исследований.

Основные ожидаемые результаты

  • Признанные международным академическим сообществом передовые междисциплинарные сравнительные исследования по глобальным и национальным проблемам социального развития, прежде всего в переходных обществах, раскрывающие:
    • механизмы воспроизводства элит в переходных обществах;
    • модели измерения политического статуса и влияния государств и их групп в современном мире;
    • закономерности и риски социально-политической дестабилизации на глобальном, региональном и национальном уровнях;
    • факторы бедности и неравенства, обусловленные технологическими, демографическими, геополитическими и иными изменениями в современном мире;
    • закономерности современных демографических и миграционных процессов и их последствия для глобального и национального развития;
    • социально-психологические механизмы личностного развития в кризисные времена.
  • Позиции ведущего в России центра, выполняющего экспертные и консультационные функции в отношении органов государственной власти и институтов гражданского общества в области социальной и экономической политики и государственного управления на основе достижений передовых междисциплинарных исследований;
  • Востребованные на российском и глобальном образовательных рынках образовательные программы по направлениям САЕ, активно внедряющие результаты передовых исследований междисциплинарных кластеров САЕ;
  • Система подготовки востребованных кадров по направлениям САЕ за счет реализованной модели интегрированной образовательной траектории «Master – PhD» c присуждением НИУ ВШЭ собственных ученых степеней с возможностью тиражирования данного опыта;
  • Подтверждена международная академическая репутация НИУ ВШЭ за счет вхождения в Топ-100 отраслевого рейтинга QS «Social Sciences & Management», в Топ-100 предметных рейтингов QS «Development Studies» и «Sociology», в Топ-150 предметного рейтинга QS «Politics & International Studies» и в Топ-150 предметного рейтинга QS «Psychology».

Ключевые подразделения и подразделения-партнеры в составе САЕ

Дорожная карта 

 Концепция САЕ (PDF, 1.02 Мб)

 Дорожная карта (DOCX, 105 Кб)

 Презентация (PPTX, 195 Кб)

Ключевые образовательные программы и их развитие

В рамках САЕ реализуется 4 бакалаврских (1606 студентов, из них 97 иностранных) и 17 магистерских образовательных программ (933 студентов, из них 129 иностранных).

Образовательные программы САЕ обеспечивают фундаментальную подготовку на базовом (бакалаврском) и продвинутом (магистерском) уровнях. Отдельные образовательные программы являются ключевыми для САЕ в связи с решаемыми ими задачами по подготовке научно-исследовательских кадров, интернационализации и коммерческой успешности.

Главные направления развития образовательных программ связаны с:

  • ранним академическим и профессиональным ориентированием студентов, в том числе за счет поддержки выбора наиболее мотивированными студентами интегрированной образовательной траектории «Маster–PhD»;
  • общественно-профессиональной и международной аккредитацией программ;
  • совершенствованием структуры академического управления образовательных программ за счет вовлечения в академические советы программ выпускников, представителей партнеров-работодателей и специалистов, нанятых на международном рынке, для внедрения лучших образовательных практик;
  • совершенствованием содержания учебных планов за счет фокусированного развития востребованных работодателями компетенций по соответсвующим направлениям подготовки САЕ и внедрения актуального научного и экспертного знания, в том числе созданного в рамках САЕ.

Бакалаврские программы

Бакалаврские программы по направлениям «Социология», «Политология», «Психология» и «Государственное и муниципальное управление» востребованы лучшими абитуриентами из России и стран СНГ, что подтверждается высоким баллом ЕГЭ поступающих и большим количество победителей олимпиад. Учебные планы программ построены по новой образовательной модели, ориентированной на высокую долю исследовательской и проектной работы в бакалавриате. Выпускники бакалавриата востребованы как магистрескими программами САЕ и других университетов, в том числе иностранных, так и на рынке труда (Торгово-промышленная палата РФ, ФОМ, ВЦИОМ, Левада-Центр, Центр политических технологий и др.).

Магистерские программы

1. Население и развитие, реализуется на английском языке

Междисциплинарная магистерская программа, ориентированная на подготовку специалистов для проведения социально-демографических исследований. Студенты программы проходят стажировку в органах государственной власти (Министерство труда и социальной защиты РФ), российских и иностранных университетах, научных институтах (Институт демографических исследований (Франция); Римский университет Ла Сапиенца (Италия)). В образовательном процессе принимают участие приглашенные лекторы и преподаватели-практики из Национального центра исследования общественного мнения (США), офиса UNFPA в Восточной Европе и СНГ.

2. Политический анализ и публичная политика, реализуется на английском языке

Программа направлена на получение студентами междисциплинарных знаний в области исследования и формирования публичной политики в России и за рубежом. Студенты программы проходят стажировки с последующим трудоустройством в органах государственной власти (Правительство Москвы и др.), крупнейших компаниях (ЛУКОЙЛ и др.). Реализуется программа академического обмена с Международным университетским колледжом Турина (Италия), Университетом Сараево (Босния и Герцеговина), Университетом Джорджа Мейсона (США). Действует программа двух дипломов с Университетом Болоньи (Италия).

3. Прикладная социальная психология, реализуется на английском языке

Междисциплинарная программа нацелена на подготовку конкурентоспособных специалистов в сфере социальной психологии, востребованных в глобальных компаниях и исследовательских организациях, специализирующихся на кросс-культурном анализе ценностей. В образовательном процессе принимают участие приглашенные лекторы из Еврейского Университета в Иерусалиме (Израиль), Университета Куинс (Канада). Действует программа двух дипломов с Университетом Тилбурга (Нидерланды).

4. Политика. Экономика. Философия, реализуется на английском языке

Выпускники таких междисциплинарных программ имеют высокий уровень признания на международном рынке труда в связи с тем, что модель этой программы была создана в Оксфорде и реализуется во многих европейских университетах. Программа направлена на подготовку исследователей и практиков для отечественного и международного академического рынка и сферы публичной политики. Студенты программы проходят стажировки в научных центрах (Центр политических технологий, ИНИОН РАН). В образовательном процессе принимают участие приглашенные лекторы из Университета Виттен/Хердеке (Германия), Университета Хельсинки (Финляндия). Студенты имеют возможность в течение двух модулей обучаться в Парижском институте политических наук (Sciences Po; Франция), Университете Пассау (Германия).

5. Сравнительные социальные исследования, реализуется на английском языке

Программа ориентирована на подготовку исследователей социально-экономических проблем в сравнительной перспективе на основании уникальных баз эмпирических исследований. Студенты программы стажируются в ведущих российских и иностранных научно-исследовательских институтах и центрах, в т.ч. в Университете Мичигана (США), Институте социологии РАН. Студенты имеют возможность в течение двух модулей обучаться в Свободном университете Берлина (Германия), Университете Кельна (Германия).

6. Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

Программа объединяет ведущих отечественных и зарубежных преподавателей и практиков в области психоаналитической психотерапии и психоанализа, различные школы психоанализа (англосаксонская и французская модели), глубокую теоретическую подготовку и интенсивную практику. Программа является коммерчески успешной. Студенты проходят стажировки в крупных европейских университетах, научных центрах и международных компаниях: Французской Бизнес-школе INSEAD (Франция), Европейской школе менеджмента (Германия) и Лондонском институте менеджмента (Великобритания), «McKinsey&Company», «Molten», «Teva Pharmaceutical Industries Ltd».

7. Психоанализ и психоаналитическая психотерапия, планируется к открытию.

Программа разработана для эффективной интеграции подходов клинической, психоаналитической и организационной психологии. Глубокие психологические знания в сочетании с лучшими международными практиками HR-менеджмента создают основу для нового, инновационного уровня организованного бизнес-консультирования. Программа имеет высокий коммерческий потенциал. Стажировки студентов организуются в ведущих российских и иностранных научно-исследовательских институтах и центрах: Открытый медико-психологический университет, Медико-реабилитационное отделение НИИ Психиатрии, Лионский университет «Люмьер» (Франция), Парижский университет «Paris X – Nanter» (Франция), Французский университет (Франция).

Ключевые исследовательские проекты и их развитие

Исследовательские проекты в рамках САЕ ориентированы на глобальную проблематику при очевидной актуальности для национальных приоритетов России, за счет чего их результаты являются основанием для экспертно-аналитического обеспечения проводимых в России социальных программ и реформ.

По каждому из проектов в САЕ сформированы сильные научно-исследовательские коллективы, в том числе из числа сотрудников международных лабораторий и участников международных проектов, которые проводят востребованные фундаментальные и прикладные исследования, создают и развивают эмпирические базы данных и представляют результаты своих исследований в виде публикаций в ведущих международных журналах, монографий, докладов на международных конференциях и др.

САЕ реализует и целенаправленно развивает следующие типы исследовательских проектов:

Сравнительные междисцплинарные исследования, ориентированные на глобальную повестку и использующие большие массивы данных

1. Новые факторы и компоненты влияния в мире и риски социально-политической дестабилизации.

(Руководители: Ф. Алескеров; А. Коротаев; А. Акаев).

Проект имеет два основных направления:

Политический атлас современного мира 2.0 (Ф. Алескеров; М. Ильин ; А. Мельвиль).

В рамках направления будет разработана инновационная система эмпирических показателей и баз данных для тестирования методов измерения и сравнительной оценки мощи, влияния и статуса современных государств на основе новых индексов, в том числе с учетом сетевых взаимодействий. Основным научным результатом станет применение  новой методологии (в частности, анализ «больших данных», сетовой анализ и пр.) в рамках разработки новых моделей влияния и взаимодействия государств и групп государств и иных участников современной мировой политики, а также динамики статусов великих и «восходящих» держав в мире. Для выполнения проекта привлекаются эксперты из Российского совета по международным делам, Российской ассоциации политической науки и Ассоциации международных исследований (International Studies Association).

Закономерности социально-политической дестабилизации в современном мире. «Арабская весна» как триггер глобального фазового перехода (А. Коротаев; А. Акаев; С. Малков).

Исследование направлено на выявление причин и закономерностей социально-политической дестабилизации в современном мире, прежде всего – в странах мир-системной периферии. Будут разработаны и протестированы новые методы социально-политического прогнозирования, в частности, новый индекс социально-политической дестабилизации в глобальном, национальном и региональном измерениях. Практическая значимость исследования состоит в возможности использовании его результатов для прогнозирования и предотвращения рисков социально-политической дестабилизации в современном мире. Исследование развивается совместно с рядом институтов РАН (Институт Востоковедения, Институт Африки и др.) и зарубежными университетами (Йельский университет, а также филиал Нью-Йоркского университета в Абу-Даби). С коллегами из данных институтов готовятся публикации совместных статей в ведущих зарубежных журналах и коллективные монографии.

2. Сравнительный анализ систем управления и механизмов принятия решений в несовершенной институциональной среде

(Руководители: А. Яковлев; Т. Ремингтон). Проект реализуется по следующим направлениям:

Стимулы в системе управления и механизмы воспроизводства элит в переходных экономиках (А. Яковлев).

Данное направление нацелено на изучение условий формирования стимулов к развитию в системе управления переходной экономикой. В русле работ нобелевского лауреата Д.Норта и его соавторов о «порядках ограниченного доступа» изучается влияние на экономическое развитие процессов обновления элит в условиях дефицита демократических механизмов управления обществом. Результатом исследования станет формирование моделей, объясняющих создание стимулов и обеспечивающих обновление элит в несовершенной институциональной среде. Для получения данных о китайских элитах, а также для получения экспертизы по китайской системе управления экономикой привлекаются ученые из Университета науки и технологии Гонконга (КНР).

Политическое представительство, конкуренция и принятие решений на субнациональном уровне (Н. Петров; Р. Туровский).

Данное направление изучает общие закономерности ключевых политических процессов в сложносоставных (федеративных и федерализующихся) государствах на субнациональном уровне. Будет произведен анализ опыта институционального функционирования сложносоставных государств на основе показательных страновых кейсов: РФ, Украина, Бразилия, Испания, Германия и др. Планируются совместные публикации с учеными из Свободного университета Берлина (Германия) и Харьковского государственного университета (Украина). По результатам исследования будут предложены практические рекомендации для Управления внутренней политики Администрации Президента РФ, а также для Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ).

3. Социальные аспекты личностного развития в кризисное время в кросс-культурном контексте

(Руководители: Д. Леонтьев; К. Шелдон).

Проект нацелен на изучение социальных аспектов личностного развития и психологических последствий в кризисное время. Кризисное время обусловлено глобальными финансовыми кризисами, а также глобальными политическими и религиозными конфликтами. В рамках проекта будут разработаны следующие направления:

Механизмы мотивации и целеполагания в кросс-культурном контексте в кризисное время (Д. Леонтьев, К. Шелдон).

Целью направления является изучение мотивации и целеполагания с точки зрения их структурных механизмов, связывающих цели, мотивацию и социокультурный контекст в кризисное время. Результатом проекта станет разработка единой объяснительной модели социокультурных и индивидуально-психологических регуляторов целенаправленного поведения. Данная модель позволит понять степень, в которой социокультурное окружение влияет на индивидуальное поведение и возможности индивидуальной компенсации, а также возможности преодоления этого влияния. Для сбора баз данных в США и России привлечены партнеры - Университет штата Миссури (США) и Томский государственный университет (Россия).

Анализ психологических последствий социально-экономических и культурных изменений (Н. Лебедева; К. Бёнке).

Цель данного междисциплинарного направления - выявление социально-психологических последствий экономических и культурных изменений в современном мире на основе кросс-культурного анализа ценностей. В рамках проекта проведен сравнительный межстрановой анализ ценностей русских в ряде стран (Россия, Германия, Латвия и др.). Результатом является определение культурно-универсальных и зависимых от социокультурного контекста особенностей межпоколенной трансмиссии ценностей русских в разных странах. Методологическая проработка проекта осуществляется совместно с коллегами из Университета Тилбурга (Нидерланды) и Еврейского Университета в Иерусалиме (Израиль). Для сбора данных привлекаются международные партнеры – Бременский университет Якобса (Германия) и Балтийский институт психологии и менеджмента (Латвия).

Сравнительные междисциплинарные исследования, в том числе нацеленные на прикладные результаты и выработку практических рекомендаций.

Создание условий для легализации хозяйственной деятельности на российских рынках

(Руководители: В. Радаев).

Проект направлен на исследование взаимосвязи легальных и нелегальных товарных рынков продовольственных и непродовольственных товаров, включая теневое (фабричное и домашнее) производство, а также изготовление и распространение контрафактной продукции с нарушением прав интеллектуальной собственности. Результатом исследовательского направления является определение стимулов для акторов к выходу из «тени» и перевода хозяйственной деятельности в сферу налогового учета. По результатам исследования предложены практические рекомендации для Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а также для ряда российских бизнес-ассоциаций (АКОРТ, РусБренд).

Эффективность систем управления по результатам и государственного регулирования

(Руководители: А. Клименко;  А. Барабашев А. Калгин).

Целью данного направления является разработка концепции эффективного государства – системы оценки государственных органов управления, основанной на использовании количественных и качественных методов. Результатом является разработка системы оценки деятельности государства в целом, отдельных государственных органов, их структурных подразделений, а также государственных служащих. Результаты исследования носят прикладной характер и используются Управлением внутренней политики Администрации Президента РФ в системах бенчмаркинга государственных органов федерального и регионального уровня, а также при оценивании стратегий оценки регионального развития.

Управление социальным развитием и модернизация институтов в сфере социальной политики.

(Руководители: Л. Якобсон).

Проект состоит из следующих направлений:

Тенденции и сценарии перехода к смешанным системам производства общественных благ на основе развития партнерства государства и гражданского общества (Л. Якобсон, И. Мерсиянова).

Целью направления является выявление закономерностей, факторов и траекторий перехода от преобладающей роли государственных учреждений в социальной сфере к смешанным системам производства общественных благ с участием как государственных, так и некоммерческих организаций и коммерческих акторов. В результате исследования будут разработаны сценарии формирования смешанных систем производства общественных благ. Для изучения опыта других стран привлекаются эксперты из Центра изучения гражданского общества Университета Джонса Хопкинса (США), а также Международного центра подготовки и изучения НКО (Великобритания). Прикладным результатом проекта является выработка комплекса рекомендаций для Администрации Президента РФ по повышению эффективности финансирования и управления программами социального благосостояния в условиях бюджетных ограничений.

Бедность и неравенство (Л. Овчарова)

Исследование направлено на выявление новых глобальных вызовов и факторов неравенства, обусловленных технологическими, демографическими и геополитическими изменениями в современном мире. Целью проекта является разработка новой модели декомпозиции социально-экономического неравенства и бедности на глобальном и страновом уровне. Прикладным результатом проекта является выработка рекомендаций для Министерства труда и социальной защиты РФ, а также Министерства экономического развития Российской Федерации для эффективного управления социальным развитием и социальной политикой в области регионального и странового неравенства.

Воспроизводство и миграция населения в России и сопредельных государствах (А. Вишневский; М. Денисенко).

Целью данного направления является раскрытие глобальных закономерностей современных демографических и миграционных процессов и их причинно-следственных связей с другими протекающими в обществе процессами, а также разработка на этой основе прогноза региональных и глобальных демографических изменений. Результаты исследования используются для разработки практических рекомендаций по прогнозированию социального развития России и других стран, а также для углубления понимания будущих глобальных вызовов и выработки общей стратегии ответов на них. Рекомендации разрабатываются для Всемирного Банка и Фонда народонаселения ООН. Исследовательское направление развивается совместно с Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН).

Публикации, показатели, рейтинги

Публикации сотрудников подразделений, входящих в САЕ «Вызовы социального развития», в международных рецензируемых журналах за период с 2011 по 2016 гг. (по данным Scopus);

САЕ «Вызовы социального развития»: горизонты 2020–2025 (презентация);

САЕ «Вызовы социального развития» в предметных рейтингах QS (презентация).

Итоги 2016 года: цифры и факты

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.